Удачный КРИТинизм!
В начале сентября 2016, мы с пилотессой продолжили изучать острова средиземноморья. В этот раз выбор пал на остров Крит – богатый своей историей, завораживающими видами и теплым морем.
Правда, для получения «вау-эффекта» за все 10 дней пребывания, нужно тщательно подготовиться, оценить бюджет, проставить приоритеты и построить маршруты. Начну с полезной информации
Что там для нас неинтересного
Когда мне предложили отправиться на Крит, то я сразу погрузился в интернет для получения подробной информации, что там можно посмотреть. И, увы, был разочарован фотографиями туристов, на которых были «лысые» горы и малозеленая природа. С достопримечательностями также было не очень впечатляюще. Например, многие туристы едут в столицу острова Ираклион. И у многих из них есть только одна интересная фотография бастиона Кулес, защищавшего порт, причем сделанная с одного и того же места
*ИнтернетФото
Или очень популярный у туристов город Agios Nikolaos во всех фотоотчетах отмечен вот такой фотографией
*ИнтернетФото
Античные памятники острова очень разрушены, а знаменитый отреставрированный Кносский дворец, по нашему мнению (и не только нашему), не стоит того внимания, чтобы тратить драгоценное время на просмотр в толпе новодела.
*ИнтернетФото
Одним словом, я стал расстраиваться – «куда дехканину податься?». Но к счастью, на правильный путь меня вывел руководитель турагентства АЛДИТУР , за что ему низкий поклон и большое человеческое спасибо! Он передал мне информацию по критским ущельям, где можно совершить пешие прогулки, рассказал про пейзажные виды острова и порекомендовал пляжи для купания. Правда, не все рекомендации мы применили к себе в этой поездке. Судите сами:
1. Красивые пляжи, стоящие внимания, находятся в ущельях. Для того чтобы до них добраться нужно приехать на парковку и от парковки пешком спускаться долго вниз. После купания, без душа, в жару придется проделать этот же путь на верх. А от стоянки до бухты Балос на ишаках спускаются/поднимаются более двух км (хотя тоже самое можно посмотреть и покупаться на Родосе, заехав на авто прямо на пляж).
2. С ущельями, не удобно с логистикой. Если купить экскурсию, то нет проблем – тебя привезли и потом встретили и отвезли. Но, если ты приехал на парковку к ущелью на авто, спустился вниз в ущелье, прошел 5 -8 км, поднялся на дорогу и теперь нужно придумать, как добраться до парковки авто. Еще я вычитал, что в это время года в ущельях многие водоемы, водопады и речушки пересыхают.
В итоге, за четыре ночи, пропустив через себя кучу информации из фотоотчетов, спец.сайтов, гугл и тд, мы определились с местами, которые хотелось бы посетить и построили варианты маршрутов. Наш отель находился очень удачно, в пяти км восточней г.Ретимно. Отправляясь на восток, запад или юг можно было без проблем добраться до всех запланированных мест посещения, а до Ретимно можно дойти пешком или доехать на рейсовом автобусе.
GPS, GSM, ТС и ПДД
GPS
Для навигации на Крите мы использовали офф-лайн приложения Maps.me и Google Navigator предварительно кэшировав карты и точки. Любопытно, что как я уже писал, эти приложения по разному прокладывают маршрут и не все населенные пункты совпадают. То что есть в одном, может не оказаться в другом приложении.
GSM
Местную sim-карту не брали (вроде нужен паспорт), обходились редкими звонками в роуминге. С wi-fi в отеле проблем не было, он был и повсеместно включая бассейн.
ТС
После долгих поисков и анализа предложений по аренде авто был выбран самый недорогой вариант от Автокрит с Фиатом Панда. Плюсы предложения были такие:
• самая минимальная стоимость аренды (не считая аренды в аэропорту);
• без каких-либо предоплат и депозитов;
• в стоимость аренды включены все страховки;
• доставка авто в любой отель о.Крит. Это очень помогло, избавив от лишних временных затрат на поездки в офисы rentcar. В результате, мне просто привезли авто к отелю в 20:00, а забрали в 21:00.
Самый дешевый вариант аренды остается - аренда авто в аэропорту . Но, это работает если ты прилетаешь и улетаешь в одно время. А у нас был прилет одним рейсом (днем), а в Москву мы возвращались утренним.
ПДД
На острове много камер фиксирующих превышение скорости. Как всегда, в гору скоростных ограничений нет, а вот с горы не более 40-60 км/час. Но, это не останавливает молодых греков и немцев погонять. В результате, как сказали мне местные, достаточно много людей гибнет, особенно мотоциклистов. На месте автокатастроф, родственники погибших, устанавливают не кресты, а небольшие макеты православных храмов. Вот, например
Или вот,
На дорогах встречаются два типа водителей. Первые это те которые исправно выполняют все правила, двигаясь по дорогам с разрешенной скоростью и обгоняя там, где нет сплошной. В результате за такими «пенсионерами» на трассах выстраиваются длинные хвосты из машин двигающихся со скоростью 40 км /час.
Вторая категория - это водители прибавляющие к к ограничениям 20-30 км/час, обгоняющие через сплошные и сворачивающие туда куда им нужно, не взирая на разметку. Вот, посмотрите на следы резины на перекрестке
Еще интересные моменты, которые я раньше не видел:
1. На дороге встречаются знаки ограничения по скорости одновременно с двумя значениями. Например, на столбе сверху весит знак с ограничением 60 км/час, а ниже его – знак до 40 км/час. Ограничение до 40 км/час действует при плохой погоде на острове. Что такое плохая погода на Крите? Местные сказали, что это когда идет дождь…
2. На так называемой «Федеральной трассе» по одной полосе в каждую сторону. Но при этом все едут по обочине (достаточно широкая) не мешая себя обгонять. Например, как этот красный Смарт
Этот нюанс находит параллели в следующем моменте
3. Двуполосная Федеральная трасса, где по левой полосе есть ограничение до 90 км/час, а по левой 60 км час. Так вот, тут все едут по правой полосе и со скоростью 120-130 км/час. По левой полосе только обгоняют. Я могу только предположить, что такое поведение на дороге принесено на остров туристами из Европы.
Дороги
Надо заметить, что Крит остров не маленький, и у него нет местного закольцованного «МКАД» как, например, на Родосе. Федеральная трасса идет по северному побережью и отдельно трасса по южному. Соединены эти трассы горными дорогами разного уровня.
Поэтому, в отличие от Среднерусской полосы, навигатор (с учетом ограничения скорости) рассчитывал время в пути ~ 1час на 25-35 км.
Федеральная трасса кое-где имеет продолжительные участки неровных дорог. Ну, а самые лучшие покрытия на основных горных трассах
В городах и населенных пунктах, как и во всей старушке Европе, тротуары – большая редкость. Поэтому все паркуются вплотную к домам и правое зеркало является расходником.
… перехожу к самому отчету. Фото кликабельны.
Недалеко от Ре́тимно
Организовали себе легкую прогулку, на полдня, по окрестностям Ретимно. Если посещать туристические места после обеда, то толп туристов там не будет, а в некоторых местах мы вообще были одни! Как на этом рукотворном водохранилище в горах (слева, в верхнем углу)
Монастырь Аркади
Один из самых значимых монастырей на острове Крит. ЮНЕСКО объявило Монастырь Аркади Европейским Памятником Свободы.
Дата постройки святого места точно неизвестна. По этому поводу имеется несколько версий. Одна из них - монастырь построен в V веке, при властвовании византийского императора Аркадия. Другая версия (более правильная) - монастырь построен монахом Аркадием.
Аркади – это не просто крупнейший культурный центр Греции, но и важнейший участник освободительной борьбы критян против турок.
В ноябре 1866 года турецкая армия, состоящая из 6000 пехотинцев, 200 кавалеристов, 1200 албанцев и 30 пушек, под командованием Мустафы Найли Паши отправилась в поход на Монастырь Аркади, где в то время находилось 300 повстанцев, а также 600 женщин и детей.
Настоятеля Гавриила попросили оставить Святую Обитель, но он отказался. На второй день внешняя линия обороны была сломлена, был убит настоятель Гавриил и турки вошли в Монастырь. Когда стало очевидно, что защитники либо погибнут, либо попадут в рабство, все заперлись на пороховом складе и,
выждав, когда турки подойдут совсем близко, один из повстанцев по имени Костис Ямбуракис поджег склады с порохом взорвали себя, а заодно и полторы тысячи врагов.
Взрывы были настолько сильными, что были слышны даже в Ираклионе.
За территорией Монастыря Аркади, примерно в 80 метрах к северо-западу находится здание старой ветряной мельницы, которое впоследствии стало склепом, где похоронены бойцы, погибшие во время Восстания 1866 года.
Озеро Курнас
Единственное пресноводное озеро Крит, где можно искупаться в озере, поплавать на катамаране, посмотреть водоплавающих птиц и пресноводных черепашек.
Мы остановились в таверне. Я снимал озеро и одновременно уговаривал пилотессу спуститься вниз и поплавать в воде вместе с черепашками. Пилотесса заявила, что купаться с животными она не будет, но если я хочу то могу спуститься вниз и искупаться, а она остается в таверне. А потом еще добавила, что если приглядеться, то можно заметить - в озере купаются только дети и пара «наших пьяных тагилов» . Я обернулся, и мне все стало понятно. Пилотесса наслаждалась обалденной бараниной,
запивая ее вот этим …
Монастырь Святой Ирины (Agia Irini Monastery)
Монастырь Св.Ирины - невероятно красивое и душевное место!
Прохладный чистейший воздух…
Тишина и,...никого!
Удивительное ощущение - ничего не давит
Нет «церковного пресса» и суеты туристов – абсолютное спокойствие и размеренность.
Приходят мысли, что ты хочешь иметь приблизительно такую же дачу.
В наши дни, для содержания монастыря, монахини занимаются различными видами рукоделия, такими как шитьё, ткачество, вышивка. Готовят различные косметические средства на основе лекарственных трав и оливкового масла, а также пишут иконы в византийском стиле.
Μαρουλάς (Марулас)
Марулас – это критская деревня, которая есть далеко не во всех путеводителях. B Маруласе был построен венецианский городок, и многие здания частично сохранились.
Там даже до сих пор, несмотря на землетрясения, стоит дозорная башня.
Прибыв на место, Пилотесса осталась в таверне заказав себе греческий салат приготовленный «как для себя». А я, пока солнце окончательно не село, поспешил пробежаться по улочкам не затоптанный туристами.
Если мысленно погрузится в средневековье, то воспринимаешь увиденное как после полета на машине времени. Поскольку реставрационных работ в Маруласе не проводились, то каждый камень постройки, да и сами постройки в целом (или их часть), не то что бы помнят, а являются элементами венецианского времени.
Аутентичность будоражит ваше воображение. Музей в котором живут деревенские жители.
Кстати, многие строения жители приспособили под свои нужды, а из камней того периода сделали себе заборы и хозяйственные постройки.
Когда я фотографировал вот эти двери,
у меня внутри возникло ощущение какого-то присутствия. Обернулся.., но никого не было. Прислушался к себе и почувствовал чей-то недобрый взгляд. Опять покрутился - вокруг никого нет. А когда я поднял глаза на трехметровый забор, то увидел его, непривязанного и с холодными глазами.
в породах собак я разбираюсь, потому быстренько ушел от этого стража.
По дороге, на одной из старых улиц Маруласа, увидел дерево граната которое очень контрастно смотрелось в лучах заходящего солнца.
Вернувшись в таверну, Пилотесса показала мне что такое настоящий греческий салат.
Поездка на юг
Недалеко от Ретимно, на юге Крита, на берегу моря находится очень интересная крепость - Франгокастелло.
Перед поездкой, отельный гид Надежда, предупредила меня, что в это время года, на юге дуют очень сильные ветра. Эти ветра я испытал на себе. Меня, мужика под 100 кг, этим ветром иногда сносило. Стоило только поднять фотоаппарат с блендой на объективе как ветер выворачивал из пальц эту конструкцию. Даже не знаю как крепление бленды от Цейса выдержало эти порывы. Местное население при таких ветрах не выходят из дома. А вот так себя чувствовали немецкие туристки
Поездка на юг, через красивые горы, ущельям, да по хорошим дорогам – одно удовольствие!
Первая остановка - плато Aскифу.
Одно из самых красивых мест Крита, на высоте около 1200 метров. Это плато своей формой напоминает озеро и название его, очевидно, происходит от древнегреческого слова ”скифос“, что означает - кубок.
Обратите внимание на руины старой венецианской крепости.
На Крите фортификационных очень много, но в большинстве своем они разрушены и находятся в труднодоступных местах
Вторая остановка ущелье Имброс Уже видно море, но поднялся ветер.
И, вот – юг Крита, Сфакья, омываемая Ливийским морем.
Дальше спускаемся вниз по хорошей дороге к самому пляжу, где находится крепость.
Φραγκοκάστελλο (Frangokastello)
Официально крепость носила имя «Святого Никитаса», но в веках победило критское название Франгокастелло – «Замок Франков». «Франками» звали всех пришлых из Европы.
Согласно имеющимся сведениям, на место строительства крепости прибыли отряды солдат и строителей.
Но строительство долгое время практически не двигалось, так как жители близлежащего посёлка Патсианос, возглавляемые шестью братьями Патсос, каждую ночь уничтожали то, что венецианцы выстроили за день.
Так продолжалось до тех пор, пока к венецианцам не прибыло подкрепление, братьев Патсос схватили, арестовали и повесили.
Стены крепости хорошо сохранились и до наших дней, но внутри ее неоднократно перестраивали и меняли.
Она переходила в руки то к одним, то к другим владельцам, была свидетельницей жесточайших боев между греками и турками
Там, за морем, в 300-х км побережье Ливии!
Обратная дорога до Ретимно, была не менее интересна.
Сначала дорога шла по горному ландшафту «марсианского» цвета
После этого дорога свернула в ущелье Котцифу где под скальным козырьком стоит Церковь святого Николая Чудотворца. Она словно бы вросла в дикий камень. В Церкви никаких служителей не было, но она всегда открыта для посещений, и любой путешественник может зайти и поставить свечку Николаю Чудотворцу, покровителю путешествующих и странствующих.
И вот, через это игольное ушко
мы вернулись домой/
Продолжение в следующей серии
Жизнь прекрасна и удивительна, если правильно подобрать антидепрессанты - FWD 2.7, 09.(USA, 4U2, усё в кнопках)